19. Чрезмерно высокая тревожность или, наоборот, чрезвычайная беспечность
20. Негативизм в разговорах и мыслях о старении.
21. Отсутствие знаний о стратегиях восстановления мозга.
22. Дефицит пищевых нутриентов или неумелое использование пищевых добавок.
23. Отсутствие смысла и цели в жизни.
24. Недостаток знаний о том, как функционирует мозг.
А повеселиться когда-нибудь можно?
Мы разработали курс для старшей школы под названием «Мозг: от хорошего к превосходному», который преподают в 42 штатах и семи иностранных государствах. Он направлен на обучение подростков заботе о своем мозге. Когда мы рассказываем школьникам о вещах, которых надо избегать, обязательно появляется какой-нибудь «трудный подросток», который иронически интересуется: «А повеселиться когда-нибудь можно?» Тогда мы со всем классом делаем упражнение под названием: «Кому живется веселее – человеку с хорошим мозгом или с плохим мозгом?»
- Кому удастся пригласить на свидание симпатичную девушку и удержать ее, потому что он не ведет себя как придурок: парню с хорошим мозгом или с плохим? С хорошим!
- У кого больше свободы, потому что он ведет себя последовательно и родители больше доверяют ему? У подростка со здоровым мозгом или с плохим?
- Кто поступит в колледж по своему выбору благодаря хорошим оценкам и последовательному поведению? Человек с хорошим мозгом или с плохим?
- У кого работа лучше, денег больше, отношения с людьми стабильнее и кто живет дольше благодаря принятию правильных решений на каждом этапе жизни? Человек с нормальным или с расстроенным мозгом?
После такого упражнения пафос любителей оправдывать вредное поведение быстро угасает.